2018-3-15 16:00 |
Бытует мнение, что карабахский вопрос является геополитическим конфликтом, в которым действующим лицом является Россия, сказал старший научный сотрудник фонда Карнеги Томас де Ваал на проходящей в Ереване международной конференции «Перспективы мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта: местные и международные точки зрения»,организованной в рамках программы, реализуемой Институтом Кавказа при финансовом содействии британского Фонда конфликтов, стабильности и безопасности.
Он назвал основное отличие между карабахским конфликтом и конфликтами, существующими в других странах постсоветского пространства.
«В данном конфликте нет геополитических столкновений. Между Россией и Турцией был достаточно серьезный конфликт, который совпал с событиями 2016 г, однако динамика конфликта существенно не изменилась, то есть он не зависит от отношений России и Турции»,- сказал он.
В этой связи он отметил, что в карабахском конфликте появилась новая тенденция, по его словам, крупные государства имеют интересы в этом регионе, в частности, в Баку и Ереване, которые преобладают над интересом решения конфликта.
«Они хотят, чтобы конфликт был разрешен, но от краткосрочного до среднесрочного периода гораздо важнее поддерживать сбалансированную ситуацию для Еревана и Баку, что также касается России. Основной интерес России в этом регионе основан на нагорно-карабахском конфликте, базируется на ее отношениях с Баку и Ереваном»,- сказал он.
По словам Томаса де Ваала, главной составляющей нагорно-карабахского конфликта является довольно широкий консенсус среди стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ в вопросе путей урегулирования конфликта.
«У крупных держав, правда, нет серьезных различий касательно окончательного результата, различия касаются нюансов»,- сказал он, добавив, что данная ситуация имеет двойственный смысл.
«То, что в вопросе окончательного статуса Карабаха нет видения, а решение оставляется на потом, весьма понятно с дипломатической точки зтения»,- сказал он, отметив при этом, что в данной ситуации между сторонами возникает активная дипломатическая и информационная война: среди армян и среди азербайджанцев уверены, что предстоит «крупное сражение».
По его словам, дипломатические войны идут в международных инстанциях - в ООН и других местах, и до сих пор есть незаконченные войны.
«Армяне и азербайджанцы спорят об исторических и правовых вопросах. В этот огонь подливает масло нерешенность карабахского вопроса»,- сказал он, добавив,что, поэтому Ереван и Баку крайне осторожны в своих действиях.
Старший научный сотрудник фонда Карнеги в своем выступлении отметил также, что в мире меняется мода касательно сепаратизма».
«Мы живем в мире государств, где сепаратизм воспинимается плохо, а территориальная целостность хорошо», - заметил де Ваал, приведя в пример Крым, в случае которого международное сообщество поддержало территориальную целостность.
В то же время он отметил, что, безусловно, есть примеры реализации права народов на самоопределение, и упомянул пример Косово.
«После Крыма стало больше разговоров о территориальной целостности. Это воодушевило Азербайджан», - отметил он.
По его словам, в процессе урегулирования карабахского конфликта заинтересованы Россия, Турция, даже Иран. «Все хотят урегулирования, но с минимумом затрат с собственной стороны», - сказал он.
По словам Томаса де Ваала на вопрос, что делать в этой ситуации, он ответил в своей статье.
Он отметил, что международные структуры могут сыграть здесь определенную роль, к примеру, ОБСЕ, но при этом он подчеркнул, что этой структуре не удается полностью выполнить свою миссию.
По мнению эксперта, если бы была возможность переразработки, то центральную роль в решении проблемы следовало бы отдать Европейскому союзу, имеющему международный опыт.
По словам Томаса де Ваала, также должны быть изменены подходы в конфликтующих сторонах.
Подробнее читайте на tert.am ...