2016-7-12 15:41 |
События, которые сегодня происходят вокруг урегулирования нагорно-карабахского конфликта, все больше и больше выявляют противоречия двадцатитрехлетнего переговорного марафона между конфликтующими сторонами, но и, фактически, выдвигают как некий базис заведомо неприемлемые условия для конфликтующих сторон.
Однако попытки сопредседателей (США, Россия, Франция) переломить ситуацию в последние месяцы стали предсказуемо наталкиваться на фундаментальные противоречия сторон. Многие эксперты подчеркивают, что основной причиной недоговороспособности сторон являются прямо противоположные принципы, на которых должны строиться переговоры. Но есть еще немаловажный факт, вернее, диссонанс между тем, что говорится посредникам, и что в реальности предпринимается в рамках урегулирования в Армении и Азербайджане.
Не секрет, что армянская сторона неукоснительно выполняет все пункты договоров и соглашений, под которыми подписывается. Такая цивилизованная манера поведения, конечно, показывает конструктивный и ответственный подход армянской стороны. Но если по умолчанию такая позиция Армении воспринимается как норма, то как норма же воспринимается также и противоположное отношение азербайджанской стороны.
Рассмотрим только факты, оставим дипломатическую велеречивость. И, что самое важное, попробуем осознать, что именно непоследовательная, а порой и нелогичная позиция мирового сообщества является деструктивным фактором, который, по большому счету, и оттягивает справедливое решение конфликта.
Азербайджан на протяжении всего времени постконфликтного урегулирования планомерно нагнетал обстановку на границах Армении и Арцаха, что в конечном итоге вылилось в кровавую бойню в начале апреля, когда азербайджанские власти пошли на возобновление широкомасштабных боевых действий.
Что услышала в ответ армянская сторона от своих партнеров? По большому счету, ничего внятного и приемлемого. Все свелось к увещеваниям сторон "прекратить стрельбу", и только прямое вмешательство российской стороны остановило развязывание крупномасштабной войны.
Вопрос в том, что азербайджанские власти чересчур «избалованы» потаканием своим провокационным действиям. То есть, никто так и не назвал напрямую непосредственного виновника возобновления боевых действий.
Понятно, что такое отношение посредников к агрессору не может не поощрять азербайджанскую военщину. В этих условиях мирного решения конфликта в ближайшее время априори не может быть. Посредники не могут не понимать, что для Азербайджана Карабах всего лишь повод продавливания неоосманской концепции "Армения без армян", и вопрос даже не в том, на какие уступки способна армянская сторона.
Действия посредников на сегодняшний день направлены, как ни странно, на разного рода увещевания армянской стороны. Так, помощник госсекретаря США Бриджит Бринк в переговорах с армянскими властями, в основном, говорила о преимуществах, которые откроются перед Арменией после разблокирования армяно-азербайджанской и армяно-турецкой границ. Договорились даже до того, что Армении пообещали инфраструктурные инвестиции для ее превращение в транспортный перекрёсток.
Складывается ощущение, что основной дипломатический прессинг нацелен в сторону Армении. Причем, что интересно, посредники ни слова порицания не высказали в адрес Азербайджана и усиленно приравнивают жертву и агрессора в восприятии конфликта.
На сегодняшний день перед нами стоит задача донести до пресловутого "мирового сообщества" и до нас самих несколько ключевых моментов, которые сопровождают процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта.
Баку не заинтересован в решении конфликта. Главный интерес Азербайджана заключается в том, чтобы всеми мыслимыми и немыслимыми способами добиться исхода армянского населения из региона. Это логический вывод из основной концепции неоосманской, азербайджано-турецкой идеологии и политики в регионе.
Далее - Азербайджан не боится войны, и Армения не сомневается, что при нынешних условиях война неизбежна, причем, вне зависимости от того, как далеко Армения согласится продвинуться в вопросах уступок.
Еще один факт - пока четко и внятно не будет указан основной виновник эскалации конфликта, и пока на него не будет оказано давление, никаких подвижек в переговорах ждать не стоит.
Нельзя ни в коем случае утешать себя тем, что Азербайджан регулярно участвует в переговорах. У Алиева стоит задача всего лишь создать иллюзию: ведь ни одна договоренность с ним так и не была реализована.
Подытоживая сказанное, повторим ключевой тезис: если ничего не изменится в логике переговоров, то вне зависимости от уровня уступок армянской стороны, война станет неизбежной, а раз так, то нам всем нужно готовиться к такому развитию событий, а не обманываться сладкими речами и уговорами "добрых дядей" из вне.
Арман Абовян - политический обозреватель, специально для "Новости-Армения"
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Подробнее читайте на hayinfo.ru ...