2016-6-10 15:44 |
Сейчас, когда после принятия резолюции прошло уже несколько дней, могу сказать, что мы должны вернуться к нормальному руслу наших отношений с Турцией. Об этом в беседе с Tert. am сказала немецкий ученый, историк, арменовед, геноцидовед, профессор Тесса Ховманн, коснувшись последних развитий в турецко-немецких отношениях после принятия парламентом Германии резолюции о Геноциде армян.
«Как сказала канцлер, турецко-немецкие отношения многослойные и сложные», - сказала она и отметила, что даже отзыв послов не вызовет серьезных проблем, поскольку подобное поведение Турции не является чем-то новым. «Как правило, дипломатические представители очень быстро возвращаются к своей обычной деятельности. Как вы знаете, руководитель правительства - канцлер, ее заместитель Зигмар Габриэль, и министр иностранных дел Франк Вальтер Штайнмайер не присутствовали на голосовании. Это было косвенно сделано специально для того, чтобы сохранить авторитет Эрдогана, как влиятельного руководителя Турции. В знак невысказанной благодарности, руководитель Турции заявил уже, что принятая резолюция не навредит соглашению между ЕС и Турцией по части беженцев, а размер ущерба, несомненно, больше всего не давал Ангеле Меркель покоя.
Немецкий историк коснулась также вопроса компенсаций, который может последовать за принятием Бундестага Германии резолюции о Геноциде армян. Она напомнила, что еще в 2005 года Бундестаг заявлял об участии Германии в «резне и выселениях» армян, организованных Османской империей. Тесса Хофманн попросила, учитывая все это, не переоценить усилия немецких депутатов, которые помогают Германии интерпретировать историческую вину другой страны.
«Немецкие законодатели как тогда, так и сейчас оказались в той сложной ситуации, в условиях которой обвинение Турции Германией в совершении Геноцида армян было бы неубедительным. Однако в начале 20 века Германия дважды была единственным автором следующих друг за другом двух геноцидов. Именно по это причине немецкие депутаты еще в 2005 году решили подчеркнуть участие Германии в совершении Геноцида армян и других коренных христиан, проживающих в Малой Азии и Месопотамии в годы Первой мировой войны и напомнить, тем самым, Турции, что имеющим геноцидальное прошлое странам и обществам необходимо проявить инициативный подход к своему прошлому.
Если хотите, упоминание участия Германии представляет из себя тактический подход по взыванию к памяти Геноцида армян. В своем официальном ответе оппозиционной социалисткой группировке федеральное правительство заявило в 2011 году, что гнушается термина «геноцид», поскольку ряд судебных дел, заведенных в отношении немецких банков по требованию армян относительно компенсаций, ждут решения Соединенных Штатов», - сказала она, напомнив, что судоразбирательства по части этих вопросов находятся в процессе уже более 10 лет.
Тесса Хофманн отметила, что в контексте требования финансовой компенсации от Германии нам необходимо также определить четкую степень ответственности немецкой стороны в Геноциде армян. «Османская империя была суверенным государством, поэтому для совершения Геноцида иттихатским националистам вовсе не нужно было вдохновение немецкой стороны.
Проводящие начиная с 1960 годов в сфере истории исследования люди были согласны с тем мнением, что при этих обстоятельствах и политических нравах того периода следование Германией своим национальным интересам вовсе не было чем-то из ряда вон выходящим. Точка зрения этих ученых и, на мой взгляд, также ответственность, лежит в основе того факта, что немецкое правительство, несмотря на масштабы истреблений проживающих в Османской империи христиан, проявила некое бездействие, опасаясь подвергать риску военный альянс», - сказала она, добавив: «Что касается нынешней парламентской резолюции, то финансовое обязательство в этом случае будет заключаться в историческом исследовании, образовании, нацеленном на повышение уровня информированности о геноциде и области межобщинных проектов, которые поспособствуют примирению армянского и турецкого народов».
Часть 1
Витиеватый текст мог быть более однозначным и не содержать процесса присвоения образа жертвы. В эксклюзивной беседе с Tert. am, анализируя принятый в Бундестаге текст резолюции о Геноциде армян, сказала немеций ученый, историк, арменовед, геноцидолог Тесса Хофманн.
Отметим, что Тесса Хофманн является руководителем организации «Рабочая группа Признание - против Геноцида, за международное понимание», а в 2013 году она удостоилась Государственной премии президента Армении за изучение вопроса Геноцида армян и за активную деятельность в этой сфере.
-Г-жа Хоффман, немецкий Бундестаг на днях принял резолюцию о признании Геноцида армян. Как Вы считаете, что побудило Германию пойти на этот шаг, особенно сейчас?
- Официальное название резолюции - «Память о геноциде армян и других христианских меньшинств в Османской империи 101 год назад», однако немецкие СМИ явным образом уклончиво называют ее «резолюцией об Армении», а не документом, в основе которого лежит юридическое признание Геноцида. Трудно сказать наверняка, какими были основные мотивы участвующих в голосовании депутатов. Резолюция является продолжением поставленной перед ними еще в 2015 году задачи, которая так и осталась нерешенной. Три фракции парламента Германии представили свои проекты резолюции, и во всех трех проектах присутствовал немецкий синоним единственного юридически обязывающего термина «геноцид» ('Voelkermord'). Однако режим Канцлера и министерство иностранных дел извлекли слово «геноцид» из документа, представленного правящей коалицией консерваторов и социал-демократов. Этот термин был восстановлен лишь после послания Папы от 12 апреля 2015 года, но было слишком поздно, чтобы поставить вопрос на голосование 24 апреля. В 2015 году все три документа были представлены в Комиссию по внешним вопросам для дальнейшего обсуждения и редактирования. 25 февраля 2016 года, получив от правящей коалиции обещание разработать междфракционную резолюцию, фракция «Зеленых» официально взяла обратно свой проект, который окончательно был опубликован 2 июня. После обсуждения со стороны парламентариев и сделанных перед этим заявлений, кажется, легче определить, чего не предусматривает эта резолюция: резолюция не предусматривает никакого осуждения нынешней Турции или турецкой национальности. Вместо этого Бундестаг называет резолюцию способствующей примирению турков и армян.
- Что Вы думаете о тексте резолюции? Все ли формулировки точны, и могут ли они оказать реальное воздействие на Турцию?
- Витиеватый текст мог быть более однозначным и не содержать процесса присвоения образа жертвы. Тем не менее, немецкие законодатели твердо заявили, что «судьба» армян является ярким примером характерных для 20-го века ужасающих массовых убийств, этнических чисток, изгнаний и геноцидов. Вместе с тем мы также знаем об уникальном преступлении Холокоста, за который ответственна и «виновна» Германия. В данной резолюции также повторяются термины «изгнание» и «резня», которые были использованы ранее в резолюции 2005 года, в которой эти термины выступали в качестве переформулировок с целью избежать правовой оценки «геноцида». Эта оценка теперь четко выражена, хотя несколько косвенно. Резолюция, тем не менее, стала большим утешением для армян Германии и говорящих на арамейских языках христиан (арамейских наций, ассирийцев и колхидонцев) в плане реализации проведения обширных исследований геноцидов времен Османской империи и повышения информированности о геноциде в школах. К сожалению, в резолюции четко не указаны греки Османской империи, в отличие от арамейский/ассирийских христиан и колхидонцев, которые представлены как люди, которые стали жертвами вместе с армянами. Для греческих общин в Германии и за ее пределами это стало легким утешением в том смысле, что в ходе обсуждения в Бундестаге несколько делегатов в своей устной речи упомянули также о понтийских греках. Еще слишком рано говорить, какое влияние окажет резолюция на международное признание факта Геноцида армян или на процесс его признания внутри Турции. Как вы наверняка знаете, этот процесс начался в Турции в середине 1990-х годов, несмотря на различные давления, ограничения и преследования. Турецкие правозащитники и ученые или авторы, которые признают Геноцид как факт, неоднократно требовали от европейских стран и Соединенных Штатов проявить более четкую позицию в вопросе признания. Многие другие, однако, выражали мнение, что турецкое общество должно раскрыть историческую правду своими собственными средствами. Тем не менее, без внешних толчков для такого подхода потребуются века. Поэтому я надеюсь, что эта резолюция Бундестага послужит мощным позитивным сигналом для Турции в плане раскрытия чудовищных преступлений, совершенных в недавнем прошлом, в первой половине 20-ого века, а также Дерсимской резни 1837-1938 гг. Эти преступления со времен создания Турецкой Республики служили положительным примером патриотизма, а позже стали причиной совершенных до сих пор множественных преступлений против человечества.
.
Подробнее читайте на tert.am ...