2016-5-31 17:29 |
В арцахско-азербайджанском конфликте наступило обманчивое затишье. Обманчивое по той простой причине, что отсутствие информации о ходе кулуарных согласований не означает, что процесс остановился.
Наоборот, судя по перманентным вбросам в западную прессу, все заинтересованные стороны усиленно готовятся к новому раунду переговоров, который подается как чуть ли не прорывной этап в урегулировании конфликта.
Прорыв в чью сторону, и на каких условиях - информации опять-таки нет. Учитывая традиционное индифферентное отношение армянского внешнеполитического ведомства к грамотному и своевременному освещению хода переговоров, большинство аналитиков склоняются к мысли, что перед сторонами (Армения и Азербайджан) будет поставлен вопрос ребром. А вот какой именно вопрос, попробуем разобраться и выявить наиболее слабые места армянской позиции.
Как заявил недавно пресс-секретарь МИД РА Тигран Балаян, на столе переговоров находится так называемый "казанский документ" с основными принципами урегулирования конфликта. Известно, что и руководитель российского МИДа Сергей Лавров в своем последнем выступлении, посвященном конфликту, прямо заявил: "У нас есть предложения, которые мы стараемся активнее задействовать совместно с сопредседателями в интересах достижения договоренности между Арменией и Азербайджаном". "Я рассчитываю, что мы также сможем уделить внимание этим вопросам в среднесрочной, долгосрочной перспективе",- отметил Лавров.
Речь, скорее всего, идет о неких обновленных Мадридских принципах, которые в 2011 году несколько модифицировались в рамках Казанской встречи президентов Армении и Азербайджана. Что же все-таки представляет собой казанский документ?
Согласно казанским принципам, урегулирование конфликта должно базироваться на следующих пунктах:
Окончательный статус Нагорного Карабаха будет определен путем референдума, который подразумевает свободное и справедливое волеизъявление населения Нагорного Карабаха. Сроки и детали стороны согласуют в ходе последующих переговоров. Под населением Нагорного Карабаха предусматривается учет голосов всего населения, вне национальной принадлежности в пропорциях 1988 года. Ограничения в формулировке вопроса не будет.
В течение периода до референдума по окончательному юридическому определению статуса, жители Нагорного Карабаха будут иметь определенные преимущества и права ,согласно принципам Мирного соглашения и нормам гуманитарного права. У карабахцев будет возможность избирать свои органы власти и должностных лиц. Избранные лица будут иметь право осуществлять внутреннюю социальную, гражданскую и административную политику Нагорного Карабаха. Промежуточные власти Карабаха будут наблюдателями на всех заседаниях ОБСЕ, где будут обсуждаться вопросы, касающиеся Карабаха.
Вооружение силы Армии Обороны Арцаха выводятся из всех районов, сопредельных с Азербайджаном, а контроль, например, за Кельбаджарским районом будет осуществляться некой Международной Переходной Комиссией, куда будут входить представители армянской и азербайджанской сторон. Беженцы азербайджанской национальности вернутся в эти районы.
Армению и Карабах будет соединять коридор согласованной ширины в Лачине, и этот коридор сохранит свой статус, который существовал до подписания договора. До решения окончательного статуса Нагорного Карабаха, этот коридор сохранит тот статус, который существовал на момент подписания документа.
Беженцы будут возвращены в места бывшего проживания.
Для контроля и безопасного размежевания сторон предполагается размещение миротворческих сил, которые будут контролировать ситуацию на линии соприкосновения Карабаха и Азербайджана.
Вот примерно то, что сейчас находится в стадии активного обсуждения в рамках переговоров. Принимая во внимание всю серьезность ситуации, есть несколько базовых вопросов, без обсуждения и согласования которых армянской стороне абсолютно не имеет смысла вести какие-либо переговоры.
Первое: почему кроме словесных заявлений армянской стороны и сопредседателей, на сегодняшний день документально не зафиксировано обязательство об участии в будущем Нагорно-Карабахской Республики как полноценной стороны конфликта? Ведутся ли в этом направлении работы, и если ведутся, то когда Арцах будет участвовать в переговорах? Сразу оговоримся, что любое решение, соглашение, договор, не будут иметь никакой силы без полноценного участия в переговорах Арцаха, ведь по большому счету, например, гипотетический вопрос об освобождённых территориях предполагает, как минимум, изменение Конституции НКР, и трудно представить, что должны предложить карабахцам сопредседатели, чтобы те согласились сдать врагу хоть сантиметр закрепленной конституцией территории своей республики.
Второе: намерена ли армянская сторона поднять территориальные вопросы,например, вопрос Арцвашена или вопрос Шаумяновского района бывшей НКАО, которая к слову, являясь частью Карабаха, сегодня оккупирована азербайджанскими войсками? Вообще, эта тема актуализировалась армянской стороной или нет? Предусматривается ли возвращение армянских беженцев, как минимум, в Шаумяновский район с передачей последнего под юрисдикцию властей Нагорного Карабаха?
Предполагается ли демилитаризация Арцаха, и что это значит - отвод войск или полное разоружение?
Кто, по большому счету, будет гарантировать вменяемое поведение Азербайджана в пост-переговорный период, если тот, например, объявит о выходе из договора?
Вопросы, которые сегодня остаются без ответа, по сути, являются тем базисом, основываясь на который возможно урегулирование конфликта.
По сути, Казанский договор дает осязаемые преференции только азербайджанской стороне, например, в виде реальных территорий. А армянская сторона на сегодняшний день получает взамен только некие документы с печатями, которые, как показала практика, для Азербайджана ничего не значат.
По большому счету, армянскому МИДу нужно не переговоры вести, а представить армянскому обществу четкие и ясные ориентиры: куда и как мы идем в вопросе урегулирования конфликта. Никто не требует доскональной информации, но обрисовать хотя бы красные линии, за которые армянская сторона ни при каких условиях не намерена выходить, сегодня жизненно важно. Ведь основной опорой властям Армении, которые находятся в переговорах, является армянский народ, который делегировал МИД Армении вести переговоры с одним-единственным условием - соблюдать интересы Нагорно-Карабахской Республики, Республики Армения и армянства в целом.
P. S. Единственным гарантом безопасного существования армянских государств и армянства в целом является только и только армянская армия и армянский народ, и никакой документ и никакой договор не обеспечат нам приемлемый уровень безопасности и мирной жизни. Вот об этом нашим властям нужно всегда помнить на всех переговорах.
Арман Абовян - политический обозреватель, специально для "Новости-Армения"
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Подробнее читайте на hayinfo.ru ...