2016-4-14 14:12 |
Армии Армении и Азербайджана приблизительно равны по силе. Военные потенциалы в Азербайджана и Армении ассиметричны. Азербайджан имеет больше авиации и вертолетов, то в Армении больше средств поражения ПВО, об этом беседе с Tert.
am руководитель Центра военного прогнозирования, российский военный эксперт Анатолий Цыганок.
Ниже приводим полностью текст интервью с российским военным экспертом:
В государствах Южного Кавказа формируется три системы безопасности, что не может способствовать становлению всеобщей стабильности. В этом пространстве действуют в различных направлениях структуры НАТО, ОДКБ и ШОС. В республиках Южного Кавказа имеются серьезные системные различия в представлениях собственной национальной безопасности.
Во-первых, Азербайджан и Грузия во главе с Турцией логику обеспечения собственной безопасности связывают с НАТО, и в этих условиях Турция выступает как посредник и влиятельный фактор. Армения свой формат безопасности определила Договором о коллективной безопасности в рамках армяно-российского стратегического сотрудничества. А Иран, пока как наблюдатель ШОС, но вполне возможно, после снятия санкций ООН, станет членом ШОС.
Иран выполнит требования кандидата: поддерживает активные торгово-экономические и гуманитарные связи с государствами - членами ШОС, не находиться под санкциями ООН и не ведет вооруженные конфликты с другими государством.
Уникальность ситуации - на одной территории Кавказа одновременное размещение сил и средств, военных баз и объектов НАТО, России, ОДКБ. Примером тому- дислокация в Азербайджане и Грузии аэродромов авиации НАТО для перевалки грузов в Афганистан, и площадок для авиации Израиля и США. На Кавказе дислоцируется большая часть Южного оперативного командования, Черноморский флот и Каспийская флотилия. Все основные государства Южного Кавказа ориентировались так же, как и 94 года назад.
Грузия столетие назад ориентировалась назад на Германию, сейчас на Вашингтон и Брюссель. Азербайджан сто лет назад на Англию, сейчас на Турцию. Армения столетие назад ориентировалась на РСФСР, сейчас на Российскую Федерации. Всем государствам не нравиться соседи. Грузия не переносит Россию. Азербайджану злейший враг - Армения и Нагорный Карабах. Планы и предложения Минской группы ОБСЕ по нормализации Карабахского конфликта не находят поддержки ни в Баку, ни в Ереване, ни в Степанакерте. Отсутствие прогресса в переговорном процессе Карабахского конфликта под эгидой Минской группы ОБСЕ в формате 2,5, где не учитывается мнение непризнанной Нагорно-Карабахской Республики и соответственно не позволяет подписать мирный договор между Азербайджаном и Арменией
Конфликт в НКР - опасность новой вспышки военных действий реальна.
В течение последних двух лет в зоне конфликта шло наращивание вооружений. Если в августе 2014 года в зоне конфликта использовалось вооружение на уровне крупнокалиберных пулеметов, и авиация лишь демонстративно летала вдоль границ, то весь 2015 года были задействованы танки и гаубицы Д-30. Конфликт уже нельзя назвать «замороженным», режим прекращения огня постоянно нарушается в течение года. Создался совершенно особенный контекст «замороженного конфликта», связанный с несколькими причинами.
В Нагорном Карабахе накаляется сразу, как только объявляется о важной международной встрече, в которой принимают участие армянские или азербайджанские политики. Вторая причина - ввиду отсутствия подвижек в переговорном процессе, наличие у обеих сторон, в особенности Азербайджана, поводов нарушать режим прекращения огня. Армения все эти годы стремится лишь к удержанию уже занятых территорий, расширять их нет никакого смысла. Третья причина -трения между Турцией и Россией. Руководство Азербайджана никогда не скрывало, что может использовать военную силу при решении нагорно-карабахского конфликта. Об этом неоднократно и на разных уровнях заявлял президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Сейчас в Баку посчитали, что настал удачный момент если не для полномасштабной войны, то, по крайней мере, для проверки сил путем военной провокации. Причиной начала столкновений стало желание одной из конфликтующих сторон, скорее всего Азербайджана, переломить ход событий в свою пользу с помощью ограниченной военной кампании. Азербайджан показал, что может самостоятельно, без оглядки на кого-либо проводить военные операции и добиваться успеха. События начала апреля также развеяли стереотип, что у армянской стороны непроходимая оборона.
Решение начать военную провокацию, скорее всего, было согласовано с Турцией. Между Турцией и Азербайджаном существуют давние отношения в военной области. Это не является классическим военным союзом, но фактически весь военный корпус Азербайджана, начиная со старших офицеров, то есть с майора, проходит обучение в турецких военных учебных заведениях. В последнее время руководство Азербайджана стало копировать опыт своего политического союзника - Турецкой Республики. Как пренебрежительно относится Турция к международному праву, как решительно она нарушает суверенитет других государств и их территориальную целостность, как вводит свои военные части и на территорию Ирака, и на территорию Сирии, подвергает эти суверенные государства бомбардировкам, посылает действующим там протурецким военным группировкам оружие и иную помощь.
Вмешательство Турции в нагорно-карабахский конфликт привело бы к открытому столкновению России и НАТО на Кавказе, и тогда корабли Альянса могли бы на вполне законных основаниях открыть театр военных действий в Черном море, куда они во множестве и прибыли. Российская военная база в Армении оказалась бы отрезанной от основных сил и, по сути дела, заблокированной с севера Грузией, с юга, запада и востока Турцией и Азербайджаном. Турция и НАТО стремятся вытеснить Россию с переговорного процесса по решению Карабахской проблемы, как в свое время США вывели СССР из переговоров по ближневосточному урегулированию. Противостояние России и Турции на Кавказе продолжается, и на этот раз их интересы столкнулись в зоне карабахского конфликта.
Конфликт уже кровопролитный. Для конфликта продолжительностью около двух суток потери в десятки человек, а если верить официальным данным, не менее, сотни человек, то это чрезвычайно кровопролитный конфликт, а если еще добавить сюда и потерю бронетехники и летательных аппаратов. Тяжелые бои разгорелись между армянскими и азербайджанскими силами 2 апреля вдоль южных, юго-восточных и северо-восточных секторов линии соприкосновения в зоне нагорно-карабахского конфликта. Бои были наиболее интенсивными вблизи Мардакерта, Мартуни и Гадрута. Азербайджан сделал ставку на то, чтобы взять под свой контроль ключевые высоты. В ходе боев на северо-востоке Нагорного Карабаха были заняты село Сейсулан, высоты вокруг села Талыш и высота Леле Тепе на юго-востоке Карабаха близ города Горадиз. По данным Минобороны Нагорного Карабаха, противник контролирует восемь боевых позиций - три в районе Талиша, пять позиций на юго-востоке.
3 апреля иранские СМИ сообщали, что три снаряда, выпущенные в зоне конфликта, залетели на территорию их государства и упали в населенном пункте Хода-Афарин. Ракеты приземлились в иранской деревне в районе Ходафарин в провинции Восточный Азербайджан. Глава региона заявил агентству, что Иран будет жестко реагировать на любую агрессию. Конфликт между Азербайджаном и Арменией может затронуть и пограничные государства.
4 апреля азербайджанская армия применила «Солнцепек». Тяжелая огнеметная система «Солнцепек». ТОС-1А- это пакет из 24 направляющих труб, установленных на шасси танка Т-72. Калибр трубы - 220 мм, вес неуправляемого реактивного снаряда - 175 кг. Головная часть (30 кг) заполнена зажигательным веществом или термобарической смесью. Термобарическая смесь образует аэрозольное облако, которое при подрыве создает эффект объемного взрыва. Особенно эффективно действие в условиях горной местности или в застройке (укреплениях). По данным Минобороны непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР), ее войска перешли в контрнаступление и пытаются выбить азербайджанские силы из селений, занятых в ночь с 1 на 2 апреля.
Армии Армении и Азербайджана приблизительно равны по силе. Военные потенциалы в Азербайджана и Армении ассиметричны. Азербайджан имеет больше авиации и вертолетов, то в Армении больше средств поражения ПВО. В войсковой ПВО имеется от 6 до 9 зенитно-ракетный комплекс ЗРК «Оса», 48 зенитно-ракетный комплекс «Стрела-10», 30 зенитно-ракетный комплекс «Стрела-1», до 200 переносных зенитно-ракетный комплексов - ПЗРК «Стрела-2» ,90 «Игла», 48 счетверенная зенитная артиллерийская 23-мм установка - ЗСУ «Шилка». Есть договоренность с Россией о поставке дополнительного количества переносной зенитно-ракетный комплекс ПЗРК «Игла-С». Наземная ПВО включает 3 дивизиона (36 ПУ) зенитно-ракетный комплекс ЗРК С-300ПТ и 2 дивизиона (24 ПУ) зенитно-ракетный комплекса -С-300ПС, 1 дивизион зенитно-ракетный комплекс ЗРК С-75 (6 ПУ), 5 дивизионов зенитно-ракетный комплекс С-125 (20 ПУ), 3 зенитно-ракетный комплекс ЗРК «Круг» (27 ПУ). У Азербайджана больше танков, то в Армянсной армии больше противотанковых ракетных комплексов и противотанковых управляемах ракет. Несмотря на то, что армия Азербайджана оснащена более современным вооружением и военной техникой, национальное самосознание, спайка у армян сильнее.
Как и во всех войнах, обе стороны уменьшают свои потери и преувеличивает потери другой стороны. По состоянию на 5 апреля армянская сторона потеряла 14 танков, 29 солдат, 7 из которых офицеры и младшие офицеры, 22 - сержанты, рядовые и контрактники. Он также сообщил, что ранен 101 военнослужащий, 20 из них офицеры и младшие офицеры, 81 - сержанты, рядовые и контрактники. карабахские вооруженные силы потеряли 20 человек убитыми и 72 ранеными, потери азербайджанской стороны в Степанакерте оценивают свыше 300 убитыми, одна из систем «Солнцепек» была уничтожена армянскими артиллеристами еще до того, как она поступила в действие. По утверждению военных армии Азербайджана, армия НКР потеряла 7 танков и уничтожила 18 танков, 3 БМП, 6 беспилотников, 2 вертолета и 1 установку «Град».
Большинство потерь азербайджанских танков произошло на равнинной относительно равнинной местности. В чем причина столь больших потерь армии Азербайджана: плохая выучка и неопытность личного состава, недооценка действий противотанковых подразделений армянской стороны, которые показали очень хорошую выучку. Вероятно, что азербайджанская сторона хотела в короткий промежуток времени достичь существенных успехов и пыталась создать что-то типа танкового кулака на одном из участков линии соприкосновения - блицкриг. Однако, действия их танковых подразделений были плохо подготовлены и было неудовлетворительное взаимодействие между экипажами.
В это же время местная пресса Азербайджана, дает диаметрально противоположные данные. «В боях были уничтожены шесть армянских танков, 15 артустановок и укрепленные инженерные сооружения, уничтожено и ранено более 100 военнослужащих ВС Армении. 12 военнослужащих ВС Азербайджана стали шехидами, подбит один вертолет Ми-24 и получил повреждения на мине один танк. Согласно мониторингу, который был проведен Институтом военных исследований «Каспий» (Caspian Defense Studies Institute) на основе материалов в социальных сетях, в результате боевых действий на линии фронта в период с 1 по 5 апреля всего было убито 40 военнослужащих АР, известны имена 10 раненых, говорится в сообщении Института «Каспий».
Управление ООН по координации гуманитарных вопросов дает другие цифры. По его данным, к утру понедельника в зоне конфликта с обеих сторон погибли 33 человека, 200 получили ранения.
Возможный прогноз действий.
Высокую степень вероятности перехода конфликта в региональную войну. В эту войну масштаба могут быть втянуты Турция и Россия. Турция не скрывает свою поддержку территориальной целостности Азербайджана и всячески подталкивает Баку к освобождению Карабаха. Россия же имеет обязательства по оказанию помощи Армении. Хотя формально воюет не Армения, а силы самообороны Нагорного Карабаха.
Поэтому повода для вмешательства ОДКБ как бы нет, однако он может появиться в случае разрастания боевых действий. Опасность втягивания России, с другой - все-таки очень серьезный аргумент к сдерживанию потенциального агрессора. Россия не заинтересована в эскалации вооруженного конфликта вокруг Нагорно-Карабахской Республики, будет стараться погасить его дипломатическими средствами. Для России новая кавказская война опасна тем, что конфликт вполне может перекинуться на российский Северный Кавказ.
Ни одна из сторон сейчас не ищет компромисса и в конфликте находятся два принципа международного права: право на самоопределение со стороны Армении и право на защиту своей территории со стороны Азербайджана. В случае развертывания военных действий в Нагорном Карабахе, Россия могла бы оказаться в весьма сложной ситуации. Параллельно с боевыми действиями ВКС в Сирии, ей бы пришлось обеспечивать безопасность Армении.
В связи с этим конфликт между Азербайджаном и НКР, Россия и Армения, являясь странами-членами ОДКБ, объединены Договором о коллективной безопасности и в случае его дальнейшей эскалации и непосредственного вступления армии Армении в боестолкновение, может привести к поистине непредсказуемым (прежде всего, для Азербайджана и Турции) последствиям, в случае, если Москва посчитает необходимым «применить армию и вспомогательные подразделения для защиты от внешних военно-политических агрессоров», как это прописано в тексте ДКБ. Понятно, что такое развитие событий - это страшный сон для Анкары и Вашингтона, которые еще не оправились морально от успешной операции ВКС РФ в Сирии, а также хорошо помнят, чем закончилась для Грузии военная провокация тогдашнего президента Саакашвили в 2008 году.
Поэтому наступление Азербайджана в Нагорном Карабахе, скорее всего, является своеобразной «разведкой боем» и вряд ли приведет к полномасштабной войне в регионе, хотя, разумеется, градус напряженности в Закавказье отныне значительно повышен.
России следует воздействовать на все три стороны конфликта. Российской стороне надо активизировать дипломатические усилия и активнее привлекать и ООН, и европейские институты, и структуры ОДКБ.
Нагорно-Карабахская республика должна в качестве полноправного члена принимать участие в переговорах по урегулированию ситуации. Сейчас переговоры ведутся между руководством Азербайджана и Армении. В Баку категорически не согласны признавать стороной переговоров Нагорно-Карабахскую республику.
Таким образом, участник конфликта на данный момент исключен из переговорного процесса. Россия продолжает на всех возможных уровнях диалог с обеими сторонами в рамках обострившегося конфликта в Нагорном Карабахе, в равной степени призывая их воздержаться от эскалации взаимного насилия. Это единственно допустимый вариант действий в отношении конфликтующих сторон, находящихся на грани срыва в полномасштабную военную конфронтацию.
Так же ведут себя и другие державы: США, Великобритания, Германия, Франция. Нагорно-карабахский конфликт - самый старый на постсоветском пространстве. Он был заморожен 22 года назад. И сейчас проблема вновь актуальна. И решения по-прежнему нет. Никто никому территории не отдаст. Единственный реальный выход - это новая консервация на неопределенный срок вплоть до очередного обострения или большой войны.
.
Подробнее читайте на tert.am ...
Источник: tert.am | Рейтинг новостей: 107 |