2021-6-20 12:40 |
В Армении досрочные выборы в парламент станут дуэлью между Пашиняном и экс-президентом Кочаряном. Еще в марте первый выглядел безальтернативным фаворитом, но к дню выборов шансы выровнялись, отмечается в статье РБК, которая представлена ниже: «Основных кандидатов два - и.
о. главы правительства Никол Пашинян и второй президент республики Роберт Кочарян. Голосование фактически будет дуэлью между ними - двумя непримиримыми противниками, самыми яркими представителями революционных и так называемых старых властей. Согласно последним опросам общественного мнения, шансы у них практически равны.
Следующему премьер-министру Армении придется решать многочисленные вопросы экономики и безопасности - через 4,5 года истечет мандат российских миротворцев в Нагорном Карабахе, а по по трехстороннему соглашению, остановившему войну, они обязаны будут покинуть регион, если одна из сторон не согласится на продление миссии.
Шансы равны
В марте этого года, когда Пашинян объявил о проведении досрочных выборов, он был безальтернативным фаворитом, чья победа выглядела неизбежной. Тогда за премьерский блок «Мой шаг», несмотря на поражение в войне, готовы были проголосовать почти 32% опрошенных, а за Роберта Кочаряна и его блок «Армения» - около 6%. Сейчас ситуация изменилась радикально - рейтинги партий Пашиняна и Кочаряна сравнялись. По данным последнего опроса, проведенного 5-7 июня социологической служба MPG (партнер Gallup International в Армении), за блок и. о. премьера готовы проголосовать 23,8% опрошенных, за союзников второго президента - 24,1%.
Всего в выборах примут участие 25 политических сил - 21 партия и четыре блока, баллотируются все президенты независимой Армении с 1991 года, включая первого президента Левона Тер-Петросяна. Помимо двух основных претендентов, еще одна сила имеет шанс преодолеть порог - блок третьего президента страны Сержа Саргсяна «Честь имею» (7,4%).
Важная особенность предстоящих в Армении выборов заключается в правиле, по которому голоса за силы, не преодолевшие барьер (для блоков - 7%, для партий - 5%), пропорционально распределяются между более успешными кандидатами. Конституция Армении также предполагает проведение второго тура голосования, если после распределения голосов ни у одной из партий, блока или коалиции в парламенте не будет большинства в 54%.
Итоговый результат будет сильно зависеть от явки, объясняет армянский политолог Александр Искандарян. «Электорат Пашиняна мобилизован. Они в любом случае придут за него голосовать. А многие люди, которым не нравится Пашинян, не собираются идти на выборы. Задача Кочаряна привести их на участки, - сказал он РБК. - Если явка будет минимальной, то [после пересчета] 30% Пашиняна могут сразу превратиться в 40%. А если учитывать, что 22 из участвующих в выборах сил не преодолеют барьер, и если они соберут хотя бы по полпроцента, то эти 40% могут превратиться уже и в 50%. На это и расчет Пашиняна. Серж Саргсян оставил блестящую Конституцию для любой правящей партии». При Саргсяне в 2015 году были разработаны и приняты на референдуме поправки в Конституцию, введшие парламентскую форму правления.
Из-за того, что практически все силы, идущие в парламент, готовы сформировать коалицию с Кочаряном, у Пашиняна шансов на то, чтобы возглавить правительство, намного меньше, не согласен армянский политолог Степан Даниелян. Он предполагает, что, помимо блока Саргсяна, в парламент могут также пройти «Процветающая Армения» миллиардера Гагика Царукяна и «Просвещенная Армения» во главе с Эдмоном Манукяном - они следующие в рейтинге. И обе эти партии склонны войти в коалицию со вторым президентом.
Почему Пашинян теряет популярность
Один из главных факторов, который повлиял на изменение предвыборных рейтингов 46-летнего Пашиняна в послевоенный период, стало обострение на армяно-азербайджанской границе - в Сюникской и Гегаркуникской областях. 12 мая туда зашли азербайджанские военные и с тех пор отказываются покидать территории, которые Армения считает своими суверенными, в связи с этим страна даже обращалась в ОДКБ. 25 мая там в результате перестрелки погиб армянский военный. А 27 мая Баку заявил о пленении шести армян, которые минировали территорию. Причем Никол Пашинян заявлял, что пленение произошло на территории Армении, а не в азербайджанском тылу.
На рейтинге Пашиняна сказывается и неспособность решить вопрос с военнопленными, которых в Азербайджане остается не менее 150. Правда, на этом направлении за последнюю неделю произошли изменения - 12 июня Армении были переданы 15 человек взамен на карты минных полей на одном из участков в Карабахе (хотя до этого Азербайджан отрицал наличие у себя пленных). Популярности и. о. премьер-министра не добавляют и агрессивные заявления Баку и Анкары о намерении получить «зангезурский коридор», который свяжет Азербайджан с Нахичеванью. Трехстороннее соглашение, остановившее войну в ноябре прошлого года, не подразумевает создание коридора, как некоей отчуждаемой полосы, а только разблокировку транспортных коммуникаций. Тем не менее упоминание Азербайджаном этой формулировки позволяет оппонентам Пашиняна обвинять его в возможном предательстве интересов страны.
Вторая основная причина падения популярности Пашиняна - распад государственных институтов, отмечает Александр Искандарян. В конце мая посты покинули глава МИД Армении Ара Айвазян и ряд высокопоставленных дипломатов - в министерстве остался только один и. о. замминистра. Глава дипломатического ведомства в стране меняется уже второй раз за прошедшие после окончания войны полгода. Его предшественник Зограб Мнацаканян ушел из-за разногласий с премьер-министром еще в ноябре. МИД оставался последним институтом, который сохранил относительную целостность и преемственность после поражения в войне, ранее говорили РБК собеседники-дипломаты в Ереване. До этого в феврале, после того как Генштаб страны, включая его главу Оника Гаспаряна, призвал Пашиняна к отставке, была заменена почти вся военная верхушка страны.
Почему набирает популярность Кочарян
66-летний Роберт Кочарян в последнюю перед выборами неделю, наоборот, усиливается и получает знаковых союзников. 18 июня его поддержал экс-глава Генштаба страны Оник Гаспарян, он призвал сделать так же всех военных. До этого, 14 июня, к Кочаряну примкнул бывший премьер-министр страны Карен Карапетян. Его назначили на эту должность в 2016 году, а в мае 2018 года вместе с третьим президентом Сержем Саргсяном он ушел в отставку. Несмотря на работу в правительстве свергнутого президента, Карапетян сохранил репутацию успешного менеджера и технократа. Он должен был заменить Саргсяна на посту президента после начала волнений в 2018 года, но власти опоздали с транзитом - в результате массовых протестов Саргасян ушел в отставку с поста премьера, правительство возглавил Пашинян.
Кочарян пользуется расположением Москвы - в апреле, только начав свою кампанию, он сразу напомнил о наличии контактов с российским президентом Владимиром Путиным (об их теплых дружеских отношениях не раз говорил представитель Кремля Дмитрий Песков). После этого он дал с десяток интервью российским СМИ, в основном государственным. В них он подчеркивает отсутствие альтернативы России как главного военного союзника Армении, противопоставляя себя Николу Пашиняну, который, по его убеждению, является антироссийским кандидатом. «После апрельских событий 2018 года реальные отношения с Россией несколько перевесили, затмили и закамуфлировали антироссийскую составляющую его настроений, но сейчас это так или иначе начинает проявляться», - сказал он в недавнем интервью «РИА Новости». Хотя Никол Пашинян на митингах призывает к углублению сотрудничества с Россией.
На возражения, почему Москва, главный союзник Еревана, не помогла остановить войну раньше, Кочарян отвечает, что Россия сделала все возможное, но всему виной несговорчивость Пашиняна. «Не получилось [остановить войну] по какой причине? Армянская сторона отказывалась. Насколько я знаю, это можно было сделать (остановить горячую фазу. - РБК) буквально на первой неделе начала военных действий. Россия сделала предложение, армянская сторона последовательно завела этот процесс в тупик. Армянские власти привели ситуацию к войне и поставили Россию в такое неловкое положение и как посредника, и как, с другой стороны, военно-политического союзника», - заявил он в интервью «Коммерсанту».
«Недовольство в обществе [недостаточной ролью России] есть. Тем, что не поддержала во время войны так, как армянам хотелось бы. Но, с другой стороны, понятно, что выбора особо нет, и стратегическое сотрудничество с Россией на сегодняшний день безальтернативно. Российская, а не армянская армия сейчас обеспечивает физическую безопасность жителей армянской части Нагорного Карабаха, - говорит Искандарян. - Теперь просто стало понятно широким массам, а не только экспертам, что интересы России и Армении не совпадают на 100%. Есть, конечно, люди которые говорят, что нужно выйти из ОДКБ и вступить в НАТО, выйти из ЕАЭС и вступить в ЕС. Но это не те силы, которые сегодня имеют хоть какой-то шанс войти в парламент».
Что будет после выборов
Важнее не то, что произойдет 20 июня в день голосования, а что будет на следующий день и 22 июня, считает Искандарян. Он предсказывает, что 21 июня утром обе силы объявят о своей победе, учитывая, что перед голосованием по замерам они шли более менее ровно, и попробуют вывести людей на улицы. Кочарян заявил, что после объявления результатов в Армении могут начаться уличные столкновения. При этом он не сказал, при каком результате люди выйдут на улицы, будут это его сторонники или Никола Пашиняна. Но этого не произойдет, если «ЦИК, избирательные комиссии на местах проведут свою работу четко, в рамках закона», только добавил он.
Степан Даниелян считает, что если победит Кочарян, то сторонники и. о. премьер-министра будут слишком деморализованы для масштабных уличных акций. В этом смысле он меньше сомневается в сторонниках Кочаряна - если волнения и будут, то в случае переизбрания Пашиняна».
.
Подробнее читайте на tert.am ...