2020-1-9 15:49 |
Иранско-американский конфликт начался еще вследствие исламской революции в Иране в 1979 году, когда были подняты требования национализации нефти и прекращения западного образа жизни. Этот конфликт также оказал влияние на Ближний Восток, и то, что происходит сегодня между этими странами, следует рассматривать с этой точки зрения: ответ на убийство США известного иранского генерала Касема Сулеймани в Ираке является ярким доказательством того, что этот конфликт не влиять на регион.
Сегодня в нашей стране активно обсуждаются иранско-американские отношения, но мало кто знает, что до убийства Сулеймани между США и Ираком также была проблема.
За несколько дней до этого убийства в Ираке ВВС США подвергли бомбардировке пять иракских баз, за чем последовали многотысячные демонстрации возле посольства США в Багдаде, даже была попытка проникновения в посольство.
Политические лидеры иракской коалиции «Фатх» потребовали высылки посла США в Ираке и вывода американских войск. За этой неожиданной эскалацией последовало убийство США иранского генерала Касема Сулеймани и других высокопоставленных иракских военных.
Этот шаг, совершенный США, является террористическим актом и противоречит нормам международного права, поскольку Иран и США фактически не находятся в состоянии войны, а Сулеймани был убит на территории другого государства. Причиной, по которой США пошли на такой шаг, стало фиаско, которое они потерпели в странах региона.
Таким образом, война в Сирии, несомненно, изменила ситуацию в регионе, когда стала очевидной победа сирийских войск и их региональных союзников над террористами ИГИЛ и Нусры.
В настоящее время на всей территории Сирии террористы сосредоточены в городе Идлиб, и есть признаки того, что сирийские войска готовы вторгнуться в Идлиб, что говорит о том, что Соединенные Штаты и их союзники потеряли возможность играть решающую роль в Сирии.
В другой стране региона - Ливане масштабные протесты в течение полутора месяцев, хотя и привели к отставке правительства, и страна, в разгар экономического и финансового кризиса, не погрузилась в хаос.
В кровавой войне США и их союзника Саудовской Аравии против Йемена также не смогли нейтрализовать союзников Ирана, более того, йеменцы нанесли контрудар по нефтепроводам Саудовской Аравии.
США и Израиль также не преуспели в Палестине. Именно в этих условиях Соединенные Штаты во вред себе попытались предпринять стратегический шаг, который снова привлечет внимание всего мира к ним. Эта страна пыталась запутать ситуацию в Ираке, надеясь продемонстрировать свое военное присутствие в регионе, а также положить конец требованию о выводе войск США из Ирака.
Генерал Касем Сулеймани был избран мишенью, поскольку США пытались оказать психологическое давление на Иран и его союзников.
Генерал Сулеймани пользовался не только уважением и любовью большинства иранского населения, но также любовью и уважением народов региона за то, что он является главным игроком в борьбе с суннитским терроризмом. Кроме того, Сулеймани отправился в Ирак, чтобы договориться с политическими партиями этой страны о предстоящих выборах премьер-министра в Ираке, в чем США также усмотрели угрозу.
Таким образом, Соединенные Штаты пытались показать всеми миру, что они не хотят уступать своей гегемонистской позиции и могут делать все, что хотят, даже если это не соответствует международным нормам. Это было также сигналом для России и Китая, которые являются главными противниками США.
Естественно, реакция Ирана была жесткой. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи заявил, что не только будет нанесен ответный удар, но Иран ставит во главу угла нейтрализацию военного присутствия США в регионе. Иран также официально объявил о своем выходе из ядерной сделки.
Президент США Дональд Трамп выступил с заявлением после того, как Иран нанес удар по двум военным базам США в Ираке. Трамп оправдал свои действия тем, что якобы нейтрализовал жестокого террориста. Он заявил, что Сулеймани обучал террористов в Ираке, Сирии, Ливане и возглавил демонстрации против посольства США в Ираке. Трамп напомнил, что при нем был нейтрализован глава ИГИЛ Абу Бакра аль-Багдади.
Примечательно, что президент Трамп ставит высокопоставленного иранского чиновника и главу международной террористической организации на одну плоскость, рассматривая обоих как террористов, но признается, что ИГИЛ является главным врагом Ирана.
Это, безусловно, попытка выиграть дивиденды от неосведомленной общественности США с целью переизбрания на предстоящих выборах. Этим шагом Трамп надеется получить голоса влиятельной еврейской общины в Соединенных Штатах.
Он выразил готовность начать новые переговоры, но он не понимает гнев консервативного народа Ирана и считает, что убийство высокопоставленного чиновника приведет Иран в поле новых переговоров.
Очевидно, что Соединенные Штаты будут воздерживаться от провоцирования новых войн, предпочитая готовиться к предстоящим президентским выборам. Трамп предпочел не разжигать внутреннюю борьбу против себя, которая уже достигла уровня импичмента.
Иран и США могут начать новые переговоры, если США смогут примириться с устойчивыми позициями Ирана и его союзников в регионе.
Говоря о влиянии проблемы на Армению, следует отметить, что Армения всегда предпочитала проводить взвешенную политику.
Чтобы решить свои проблемы в ближайшем будущем, Армения должна отдать приоритет тем странам, которые являются союзническими и с которыми у нее жизненные интересы: этими странами являются, в частности, Россия и Иран в этом регионе.
США, имея большую армянскую диаспору, не имеют особой программы по Армении; они рассматривают Армению с точки зрения дестабилизации позиций России, и их самый мощный союзник в регионе - член НАТО Турция, более того, известный визит бывшего советника президента США по национальной безопасности Джона Болтона в Армению доказал то, что США не придают значения территориальным претензиям Армении и армян и урегулированию Арцахского вопроса во благо армян.
Армяно-иранские отношения были и остаются дружественными, и Армения должна помнить, что Иран оказал большую помощь Армении в девяностых, а существование армяно-иранской границы спасло Армению от полной блокады.
До сих пор эта граница никогда не закрывалась, поэтому я не считаю правильным рассматривать армяно-иранские и армяно-американские отношения на одном уровне.
Иран будет оставаться соседом Армении, а Соединенные Штаты имеют всего лишь политическое влияние в регионе, которое нельзя считать постоянным.
Вызывает недоумение то, что официальный Ереван воздержался направить телеграмму соболезнования Ирану в связи со смертью Сулеймани.
Это грубейшая дипломатическая ошибка по отношению к дружественной стране, поскольку произошедшее не является войной между Соединенными Штатами и Ираном, а террористический акт против Ирана со стороны США. И это может повлиять на армяно-иранские отношения.
Международник-востоковед Арарат Костанян
.Подробнее читайте на tert.am ...