Ходжалу: Журналисты видели и свидетельствуют о том, что им показали, а не то, что было на самом деле

2020-2-26 12:45

Небольшая деревушка, затерявшаяся в где-то на стыке Кавказских гор, Армянского Нагорья и Иранского плато, стала эпицентром кровопролитных боев и символом пропагандистских войн со всеми приличествующими жанру атрибутами: обвинения, призывы к мировому сообществу, требования, ксенофобия, фальсификации и разоблачения.

Ходжалы…

Это некогда армянское село, из которого в рамках деарменизации региона в 1964 году была выдавлена последняя армянская семья, занимал стратегически значимое место в самом сердце тогдашней Нагорно-Карабахской Автономной Области в составе Азербайджанской ССР на основной наземной артерии, соединяющей столицу Степанакерт с другими армянонаселенными регионами области - Аскеран, Мартакерт, Шаумян. И неслучайно, спустя 10 лет, именно в Ходжалы и был построен единственный в области аэропорт, который контролировался именно ходжалинской комендатурой и правоохранительными органами. Власти Автономной Области были лишены доступа к администрированию этой важнейшей для региона транспортной связи.

С началом инициированного проживающими в НКАО армянами, доля которых на тот момент составляла более 70%, требований о передаче области из-под юрисдикции Баку Еревану роль и значение поселка Ходжалы с населением в 2000 человек возросла еще больше. Баку, прекрасно понимая это обстоятельство, начинает усиленными темпами застраивать и заселять поселок, доведя к 1990 году численность населения до 6000 человек и придает ему статус города.

Для этого в Ходжалы свозились освобожденные из тюрем люди, люмпенизированные граждане и, самое главное, изгнанные из Узбекистана в результате ферганских погромов в 1989 году турки-месхетинцы, которые и составили костяк новой градообразующей популяции Ходжалы.

Цель заключалась в том, чтобы лишить непокорный армянонаселенный Степанакерт статуса столицы, передав его функции азербайджанонаселенному Ходжалы.

Картина на момент конца 1991 года, когда операция «Кольцо» (совместные карательные действия войск СССР и азербайджанского ОМОНа по этнической чистке - насильственной депортации армян Северного Карабаха и НКАО с мест своего исторического проживания в Степанакерт и на территорию Армянской ССР) вошла в завершающую стадию была такова: Ходжалы, являясь одним из ключевых звеньев тотальной блокады столицы НКАО Степанакерта и другого крупного армянонаселенного города Аскерана, сам оказался зажатым между ними.

То есть получился своеобразный «бутерброд»: Ходжалы и Агдам полностью блокировали Аскеран и Степанакерт, а Аскеран и Степанакерт, в свою очередь, частично блокировали сам Ходжалы (до последнего сохранялась воздушная связь между Агдамом и Ходжалы[1], чего не было в случае с Аскераном и Степанакертом).

Наряду с полной изоляцией Степанакерт подвергался ежедневным обстрелам из артиллерийских орудий различного калибра из азербайджанонаселенных Шуши, Малыбейлы, Кырыкжана, Джангасана, Агдама и Ходжалы.

50-тысячный город, в котором нашли убежище беженцы из депортированных сел и спасшиеся от погромов в Сумгаите, Кировабаде (ныне - Гянджа) и Баку армяне, был обречен на вымирание от голода, болезней и огня, который сыпался на их головы с неба. Примечательно, что целью бомбардировок были жилые кварталы, больницы и учебные заведения (под завалами разбомбленного детского сада осталось полтора-два десятка детей). А также территория дислоцированного на территории Степанакерта 366-й полка, в результате чего погибли солдаты-срочники и ранены члены офицерских семей.

Следует отметить еще одну характерную деталь, для того чтобы картина была полной: артиллерийские установки «Алазань», из которых обстреливался Степанакерт, азербайджанские военные устанавливали во дворах жилых домов, в которых проживали турки-месхетинцы[2]. Этим, они провоцировали ответные удары из Степанакерта, которые гарантированно подвергали опасности жизни людей.

К февралю 1992 года стало очевидно, что блокаду необходимо прорывать, ибо в противном случае в городе начался бы самый настоящий мор. И армянская сторона, в буквальном смысле загнанная в угол, начала разрабатывать план по прорыву блокады и выходу из окружения.

Операция по деблокированию Степанакерта не была ни секретной, ни тайной. О ней говорили по рации в открытом доступе, об этом сообщали в громкоговорители, об этом передавали посредством «сарафанного радио»: Ходжалы будет атакован, просим вывезти из-под удара гражданское население.

Впоследствии, мэр Ходжалы Эльман Мамедов, ныне депутат Парламента Азербайджана, в своем интервью азербайджанскому журналисту Чингизу Мустафаеву расскажет: «24-го февраля находящимся в Агдаме властям Азербайджана с помощью раций всем слышавшим передали информацию, что по имеющимся данным, которые нам дал схваченный армянский боевик армяне в честь погибших в Сумгаитских погромов уничтожат Ходжалы и что операция подготовлена. Мы просили, чтобы нам отправили вертолеты и вывезли женщин, детей. Но никаких действий произведено не было. 25-го февраля приблизительно в 20. 30…».

Председатель Верховного Меджлиса Азербайджана, а ныне посол Азербайджана в Литве, Тамерлан Гараев[3] признавался, что «обращался к президенту [Муталибову], к руководству МВД и просил принять необходимые меры, каждые 2-3 часа его уверяли, что вертолеты из Баку уже вылетели и вот-вот долетят до Агдама, но вертолеты, разумеется так на помощь не пришли».

Причина была проста: 22 февраля 1992 году в присутствии президента, премьер-министра, председателя КГБ и других состоялось совещание Совета Национальной Безопасности Азербайджана, где было принято решение людей из Ходжалы не выводить.

Об этом, в своем интервью радио «Свобода» признается Рамиз Фаталиев[4], являвшийся председателем парламентской комиссии по расследованию ходжалинского дела: «Считалось, что если мы эвакуируем население, то этим самым пригласим армян занять поселок. То есть мы сами толкнули армян к наступлению».

В ночь с 25 на 26 февраля начался штурм, исход которого был предопределен. Вот как описывает происходящее Эльман Мамедов: «Приблизительно в 20. 30 вечера из 366-го Степанакертского полка военная техника, а точнее такие машины как БМП, БТР, БДМ и даже танки начали окружать Ходжалы со всех сторон. Окружали они Ходжалы часа два. Заняли свои позиции. Они не приближались и стояли на расстоянии 1-1,5-2 километра. Ночью где-то в 22. 30, возможно, ошибаюсь на несколько минут, начался обстрел».

[1] https://www. youtube. com/watch?v=pxg-D6MXM_4

[1] «Зеркало», 04. 04. 1992 г.

[1] https://www. azadliq. org/a/1818751. html

То есть армянская сторона до последнего надеялась, что власти Азербайджана эвакуируют население и дала им еще три часа (наступление началось в 23:30), чтобы минимизировать жертвы среди мирного населения. Этого не случилось.

Перепуганные люди, женщины, старики, дети, предоставленные сами себе, без организованной эвакуации, не успев собрать пожитки, бросились в сторону железнодорожных путей (оставленный армянскими силами коридор вдоль реки Кар-кар в сторону Агдама). Позже азербайджанская пропаганда будет пытаться отрицать наличие гуманитарного коридора, но под давлением фактов признает его наличие, назвав «ловушкой». Что не соответствовало действительности.

Убегающие люди в темноте, без должной организации выхода сбились в ночи с пути и разбрелись по горам. Основная группа, состоявшая из местных азербайджанцев, знавших местность, шедшая вдоль реки, благополучно дошла до Агдама. В их числе был и тот, кто по статусу был обязан организовать выход населения и его благополучное прибытие в Агдам - мэр Эльман Мамедов. Вторую группу, в которой были турки-месхетинцы, армянские бойцы до утра собирали в горах и приводили обратно в Аскеран, чтобы не дать им замерзнуть в горах.

В книге «Ходжалы. Хроника геноцида» за авторством Эльмиры Ахундовой есть свидетельство корреспондента «Азадлыг» Халига Бахадура, который передает, что рацией перехвачены слова военных: «Женщин и детей не уничтожайте. Сгоняйте их к центру». Что и произошло. Этих людей вернули обратно в Аскеран и обращались с ними настолько гуманно, насколько это позволяли обстоятельства. Об этом свидетельствуют российские журналисты Виктория Ивлева, Светлана Кульчицкая, да и сами турки-месхетинцы[5]. И лишь через 20 лет азербайджанская пропаганда начнет рассказывать устами этих людей «об ужасах плена».

Но тогда, люди делились с пленниками последним - чаем, хлебом, теплой одеждой. А через два дня передали азербайджанской стороне. Живыми и невредимыми.

Но, несмотря на все попытки армянской стороны вывезти из-под удара гражданское население, все же не обошлось без жертв. Утром 26 февраля 1992 года на отдалении 10 километров от Ходжалу, в 700 метрах от азербайджанских позиций у Агдама были обнаружены около 50 тел убитых людей. Стариков, женщин, детей.

Свидетельствует азербайджанский оператор Чингиз Мустафаев: «29 февраля, во время полета на военном вертолете из села Умудлу в тот же самый район, по моей просьбе мы полетели по этой стороне. Я своими глазами увидел, что я уже проходил по этому месту. В 10 километрах от Ходжалу - это та самая свиная ферма. На расстоянии 700 метров от нашего поста в Деребее было разбросано более 50 тел. среди трупов разгуливали 10 наших граждан. Они были из Агдама, в военной форме. Эти кадры у меня есть - они спокойно прогуливались среди трупов. И мы вшестером остались там и в течение 45 минут проводили съемки. Это находилось в 25 метрах от дороги, ведущей в Нахиджеваник. Дважды по этой дороге проехали наполненные армянами автомашины. Они нас заметили, и мы пешком вернулись в Агдам. Я по сей день не могу понять, почему находящиеся в 600-700 метрах от нашего поста трупы, среди которых спокойно гуляли 10 наших человек, никто не подобрал? А из Ходжалу, при условии, что были проведены переговоры, трупы были обменяны и привезены».

Ответ на вопрос Чингиза Мустафаева вскроется позже, через три дня, когда он в составе группы иностранных журналистов вновь вернулся на это место, трупы уже были обезображены, со следами глумления и инсценировки изнасилования. И эти тела не убрали для того, чтобы показать иностранцами то, что они хотели показать. Многие журналисты позже будут свидетельствовать о том, что на самом деле видели - обезображенные трупы, со следами насилия и глумления. Но https://www. youtube. com/watch?v=opmJsgUAsIs камера Чингиза зафиксировала разницу между состоянием тел 28 февраля и 3 марта, когда на это место привезли иностранных журналистов. И даже после его смерти он смог рассказать правду о том, что и как произошло.

Что же касается упоминаемых Чингизом Мустафаевым трупов у Нахичеваника, то об этом есть свидетельства выживших[6], согласно которым, по рации с азербайджанской стороны их дезориентировали и направили к армянскому селу Нахичеваник, сказав, что оно отбито и контролируется азербайджанскими силами.

В темноте наткнулись на охраняемый армянскими бойцами пост и завязалась перестрелка, в результате которой часть группы погибла.

Рассказывает Санубар Алекперова: «Начальник аэропорта Алиф Гаджиев повел нас через лес в сторону Агдама. Вблизи села Нахичеваник попали в засаду. То, что я здесь увидела, мне никогда не забыть: образовалась гора из трупов. »[7].

Здесь следует учесть три важных момента: первое - людей по рации намеренно сбили с пути и направили в сторону армянских постов; второе - в темноте постовые не могли видеть - кто идет и на вопрос «кто это», скорее всего ответа не последовало; третье - в этой группе был начальник аэропорта Алиф Гаджиев, который отличился особо жестоким обращением с армянами, и прекрасно знал, что его ищут. По свидетельству депутата Европарламента от Чехии Яромира Штетины, Гаджиев устраивал охоту на армян, как на диких зверей и с удовольствием делился подробностями. Разумеется, Гаджиев понимал, что, если попадет в руки армян, ничего хорошего его не ждет. И открыл огонь.

Хотя и спасшиеся азербайджанцы утверждают, что огонь открыли первыми армянские бойцы, но логика вещей подсказывает, что они либо лгут, либо не разобрались, что произошло.

Но, как бы то ни было, начало фальсификациям было положено именно 3 марта 1992 года, когда журналистов привели на поле с заранее приведенными в «нужное состояние» трупов. Вначале фальсифицировалась информация, дальше фотографии[8], а потом списки погибших[9], куда были вписаны люди, погибшие в других местах[10] и при других обстоятельствах или вовсе не являвшиеся мирными жителями[11].

Цель понятна и проста: дискредитировать армян в глазах мирового сообщества, создать образ врага внутри своего общества и консолидировать его, и сорвать политические дивиденды.

В сегодняшнем Азербайджане еще живы люди, которые знают правду, у них есть факты. Один из них - посол Азербайджанской республики в Литве Тамерлан Гараев[12], который на Комиссии, где давал показания Чингиз Мустафаев, сказал: «Если это не раскроется, у меня есть все факты…эти все факты существуют … я попросил, чтобы была создана комиссия для того, чтобы. . . Не знаю…. И это тоже вряд ли будет раскрыто».

«Трагедию осуществили власти Азербайджана, конкретно - кто-то из высоко сидящих»[13], - сказал он когда-то.

http://library. virtualkarabakh. az/uploaded_files/pdf/7c2406675060-Ходжалы%20-%20хроника%20геноцида. pdf

[1] http://xocali. org/index. php?p=svidetelstva_ochevidcev

[1] http://xocali. net/ru/falsification01. html

[1] http://xocali. net/ru/falsifikacija-spiskov-pogibshikh. html

[1] http://xocali. net/img/Hasanova-HaYala-1987-UMERLA. jpg

[1] http://xocali. net/ru/again-list. html

[1] http://xocali. net/img/Chingiz. mp4

[1] Газета "Мухалифат" от 28. 04. 1992 г.

.

Подробнее читайте на ...

ходжалы азербайджана агдама февраля степанакерт xocali армян 1992

Фото: kavkaz-uzel.ru

Жители Азербайджана вспоминают жертв трагедии в Ходжалы

Сегодня в Азербайджане отмечается 25-я годовщина Ходжалинской трагедии. Власти Азербайджана призывают иностранные парламенты и международные организации признать ходжалинскую трагедию геноцидом. kavkaz-uzel.ru »

2017-02-26 04:26