2016-4-6 17:12 |
На протяжении последних дней ситуация в зоне карабахского конфликта резко обострилась. В результате непрерывных обстрелов со стороны Азербайджана по Карабаху и Армении из тяжелого орудия ситуация накалилась до точки кипения, вплоть до угрозы перерасти в широкомасштабную войну.
Однако, с полудня вторника удалось достичь временного прекращения боевых действий в зоне конфликта. О том, каким образом армянская сторона может укрепить свои позиции в переговорном процессе по карабахскому конфликту и заставить международное сообщество считаться со своими интересами - в интервью агентству "Новости-Армения" рассказал политолог, колумнист журналов"Forbes" и "Россия в глобальной политике", кандидат исторических наук Арег Галстян.
"Новости-Армения" - Как вы считаете, каких последствий можно ожидать в результате эскалации напряженности вокруг Карабаха в последние дни? Можно ли рассчитывать на изменение позиций армянской стороны?
Галстян - Ситуация такая - армянской стороне нужно действовать жестко, быстро и сделать так, чтобы не президент Азербайджана Ильхам Алиев, а мы вели свою игру. Если мы будем соглашаться со всеми мягкими формулировками и пропагандировать их, то естественно, окажемся в той же самой точке, в которой мы были все предыдущее время - Алиев будет вести свою игру, мы опять вернемся к положению дел до до 1-го апреля. Однако где гарантия, что через два месяца Алиев опять не начнет все это дело?
Естественно, он начнет (эскалацию), потому что все это случилось не сегодня и не вчера, это систематически происходит на протяжении последних 10-15 лет. Сначала перестрелки, затем Алиев смотрит на реакцию международного сообщества. А как оно реагирует? Мягко, пассивно. Как реагирует армянская сторона? Мягко, пассивно.
То же самое было в августе прошлого года. Алиев почувствовал, что международная общественность, ОДКБ, армянская сторона- все реагируют пассивно, соответственно, можно сделать что-то и покрупнее. Вот, пожалуйста, что-нибудь покрупнее.
Сейчас международное сообщество реагирует точно таким же образом. Поэтому если сейчас вернуть прежнюю ситуацию, мы, по сути, ничего не выиграем, точнее, в политическом смысле потерпим поражение, потому что будем следовать правилам Ильхама Алиева и играть в игру, которую ведет он. Если сейчас Алиеву все сойдет с рук, то дальше будет уже сложно о чем-то разговаривать.
Поэтому нам надо переломить ситуацию, полностью изменить дискурс переговорного процесса, поставить международное сообщество перед серьезными фактами, предъявить какие-то козыри, аргументы. Для того нужны, естественно, военные успехи, успехи на дипломатическом, информационном, лоббистском фронте. Только тогда мы сможем сломить сложившуюся ситуацию. Какой смысл иметь столько жертв, нести столько потерь и возвращаться на исходные позиции, не имея никаких гарантий, что это не повториться?
"Новости-Армения" - Как вы считаете, может ли Армения развернуть на 180 градусов свою позицию, выступить с более жесткими заявлениями и потребовать от международного сообщества принять тот факт, что Азербайджан является агрессором?"
Галстян - Сейчас много говорят о том, кто виноват в этой эскалации, отмечая, что ее "заказали" Турция или Россия, но в нынешней ситуации это совершенно не важно, потому что, по сути, в эскалации виновата наша собственная пассивность на протяжении последних лет и пассивность международного сообщества.
Наше восприятие было следующим: мы не признаем Карабах, соответственно, мы не Наше восприятие было следующим: мы не признаем Карабах, соответственно, мы не ломаем переговорный формат, мы этот переговорный формат сохраняем, все время говоря о мире. То есть то, что хочет услышать Европа, Россия и Америка.
Азербайджан тоже говорит о приверженности мирным переговорам, однако не исключает военного пути. Они всегда оставляли за собой этот военный путь, так что нам не стоит удивляться. Именно тогда мы терпели раз за разом поражение на дипломатическом фронте, так как если сейчас международное сообщество упрекнет Алиева за действия, он заявит, что предупреждал об этом.
Мы достаточно политически наивно считали, что наша приверженность к миру может быть каким-то козырем в руках, однако сейчас очевидно, что все совершенно наоборот. Поэтому нам нужно отходить полностью от всего этого, нужно говорить, что мы за мир и переговоры, однако подчеркивая, здесь в первую очередь условия должны диктовать мы, а не проигравшая сторона. А у нас же получается, что проигравшая сторона диктует международному сообществу дипломатический дискурс. Совершенно не понятно - как так получается?
Серьезным дипломатическим поражением последних 15 лет является то, что весь мир называет этот конфликт армяно-азербайджанским, но этот конфликт карабахско-азербайджанский. Здесь нужно совершенно четко подчеркивать субъектность Нагорного Карабаха. А так мы перевели Карабах из субъекта этого конфликта в объект, то есть территорию, вокруг которой идут переговоры. В таком случае Карабах оказывается в дипломатической изоляции. Нам нужно сделать так, чтобы конфликт воспринимался как конфликт между Нагорным Карабахом и Азербайджаном, подчеркивая тем самым, что НКР де-факто самостоятельный субъект, а армянская сторона выступает в качестве гаранта безопасности Карабаха.
"Новости-Армения" - Фактически, сейчас в первую очередь нужно возвращать Карабах за стол переговоров?
Галстян - Обязательно, это давно нужно было сделать. Сейчас наша задача - сделать так, чтобы НКР сел за стол переговоров. Не нужно искать виноватых в том, что когда-то Карабах ушел из переговоров, но сегодня его обязательно надо вернуть. Нужно добиться того, чтобы вокруг этого конфликта был слышен, в первую очередь, именно карабахский голос, а не голос Еревана.
Ереван здесь должен обеспечить гарантии безопасности НКР. И в этом контексте нужно и дальше вести переговоры в рамках МГ ОБСЕ, тогда мы получим значительное преимущество на дипломатическом фронте. Если этого не удастся сделать, то все будет продолжаться как и сейчас. Это абсолютно не в наших интересах, так как мы теряем людей, технику, несем дипломатические, политические издержки.
Военные издержки несет также и Азербайджан, но нам нужно понимать, что им абсолютно наплевать на собственное население и свои количественные издержки, для нас же непозволительная роскошь терять столько солдат только из-за того, что наша дипломатия не может справиться со своими задачами. Политических и дипломатических издержек Азербайджан пока что не несет, в этом и заключается самая главная опасность.
"Новости-Армения" - По-вашему, реально ли прямое вмешательство США в ситуацию в Карабахе? Может ли Вашингтон надавить на Азербайджан?
Галстян - Я думаю, что США в одностороннем порядке не будут давить на Азербайджан в силу многих причин. Во-первых, в Азербайджане работают транснациональные американские корпорации, а также крупные нефтяные налогоплательщики. Но США - постоянный сопредседатель МГ ОБСЕ, и я думаю, что все давление будет оказываться именно в рамках МГ ОБСЕ, а не в одностороннем порядке.
Может быть какое-то воздействие - совместные заявления в рамках трех сопредседателей МГ ОБСЕ или на уровне Лавров-Керри, хотя я опять же не считаю, что слово давление здесь применимо, потому что и США, и МГ ОБСЕ на протяжении последних 15 лет не оказывали такого давления. Возможны заявления мягко- предупреждающего характера, но давлением это сложно назвать, потому что в подобном случае вряд ли Азербайджан чувствовал бы себя настолько вольготно и прибегал к подобным авантюрам.
Подробнее читайте на hayinfo.ru ...